Деятельность с одаренными детьми

 
Театральная деятельность с одаренными детьми, дошкольного возраста в МАДОУ ДС №69 «Светофорчик»

Дмитриева Светлана Александровна занимается поддержкой одаренных детей средствами театрализованной  деятельности в МБДОУ ДСКВ № 69 «Светофорчик». Чему посвящена ее исследовательская деятельность, с которой вы можете ознакомиться в ее авторском докладе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска

детский сад № 69 "Светофорчик"

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

                                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                      заведующий МАДОУ ДС

                                                                                      № 69 "Светофорчик"

                                                                               Е.Н.Кленичева

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

Программа

«Поддержка детей с признаками одаренности средствами театрализованной деятельности» для детей пяти-шести лет на 2015-2016 г.

Автор Программы

Воспитатель высшей квалификационной категории Дмитриева Светлана Александровна.

Сайт 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск 2015

 

 

 

Содержание

 

 

1.Паспорт Программы

2.Обоснование актуальности Программы

 Нормативно – правовое обоснование Программы.

3. Заказчики Программы.

5. Разработчик Программы

6. Организация исполнитель Программы

7.Пояснительнаязаписка.

 - цели,

 - задачи,

- сроки и этапы,

-механизм.

- ожидаемые результаты.

8.Содержание Программы.

* концептуальные положения

* условия реализации

* разделы Программы

* методы и формы работы с родителями

* работа с педагогическим коллективом

* принципы работы

9. Система организации контроля.

  Анализ достижений воспитанников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Паспорт Программы

 

Наименование Программы

Поддержка детей с признаками одарённости средствами театрализованной деятельности.

Основание для

разработки

Программы

* Закон «Об образовании»

* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2014

* Программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года»

* Доклад правительства РФ «Образовательная политика России на современном этапе»

* СанПин

* Устав ДОУ

Заказчики Программы

* Администрация МАДОУ ДС № 69

* Родители

Разработчик Программы

С.А. Дмитриева воспитатель высшей категории

Организация

исполнитель Программы

Педагогический коллектив МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик», родители

Цель Программы

Создание условий для построения воспитательного-образовательного процесса, направленного на продуктивное, психическое, интеллектуальное и творческое развитие детей с признаками одарённости, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи Программы

* Выявление признаков творческой одарённости у детей старшего возраста.

* Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей детей с проявлениями одарённости.

* Сформировать у детей устойчивый интерес к театральному искусству, желания принимать активное участие в игровых Проектах, театрализованных играх.

* Обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

* Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и детей с признаками одарённости.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на один год

I– этап организационный

II – этап реализации

III – завершающий этап

Механизм реализации Программы

 Программа реализуется как дополнительная, образовательная услуга для детей 5-6лет (1 год обучения) на 2015-2016учебный год по разделу «Театрализованная деятельность» МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик», рассчитана на 12 воспитанников.

Работа по театрализованной деятельности детей проводятся на базе МАДОУ ДС №69 "Светофорчик" 2 раза в неделю: понедельник, четверг, продолжительностью 25 минут. Всего 64 раза в год.

Содержание Программы

* концептуальные положения

* условия реализации

*разделы Программы

* формы работы с детьми с признаками одарённости

* методы и формы работы с родителями

* работа с педагогическим коллективом

* принципы работы

* план работы с детьми

 Результаты Программы

После реализации данной Программы мы ожидаем получить следующие результаты:

· совершенствование форм работы с детьми с признаками одарённости;

· создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

· обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

· стимулирование мотивации развития способностей;

· проведение конкурсов, мероприятий на городском уровне.

- показ игровых Проектов (спектаклей, праздников) для детей ДОУ и родителей

- распространение опыта работы с детьми с признаками одарённости 

-  увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

· создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению детей с признаками одаренности (психологический профиль одаренного ребенка);

· разработка методических рекомендаций   для работы с детьми с признаками одарённости для педагогов и родителей

Система организации контроля над исполнением Программы

Один раз в полугодие проводится анализ исполнения

Программы;

Два раза в год (октябрь, май) определяется показатель развития театральных способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Анализ достижений и целей полученных результатов

 

 

 

 

 

 

I. Паспорт Программы.

II.Обоснование актуальности Программы. Нормативно- правовое обоснование Программы.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с детьми с признаками одарённости требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Проблемным полем остаётся:

* отсутствие новых технологий управления системой работы с детьми с признаками, одаренными;

* стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;

* недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.

* возраст 5 – 8 лет называют «Золотым периодом» по богатству проявлений творчества ребёнка. Эта пора интенсивного и самостоятельного творчества детей дошкольного возраста. «Именно в этом возрасте изобретательность не знает своих пределов, сплошь и рядом порождая у родителей ошибочное мнение об исключительной одарённости своих детей. К сожалению, ближайшие годы разбивают эту иллюзию» /Корнилов К. Н. Очерк психологии ребёнка дошкольного возраста.

 Наверное, каждый мог бы привести примеры, когда яркие дарования маленьких детей, восхищавшие и поражавшие взрослых. Затем затухали, исчезали. Всё реже проявлялась оригинальность, фантазия становилась большей частью заимствованной.

В связи с этим в ДОУ необходима ПРОГРАММА, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с признаками одарённости.

III. Нормативно-правовое обоснование программы

Закон РФ «Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2014

Программа «Развития и воспитания детей в РФ до 2010»

Доклад Правительства РФ «Образовательная политика России на современном этапе».

СанПин

Устав ДОУ

IV. Заказчики Программы

* Администрация МАДОУ ДС № 69

* Родители

V.Разработчик Программы

Воспитатель высшей категории Дмитриева С. А.

Руководитель дополнительной образовательной услуги

театрализованного кружка «Домовёнок» по поддержке детей с признаками одарённости средствами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

VI. Организация исполнитель Программы

Педагогический коллектив МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик», родители

VII.Пояснительная записка

Цель

Создание условий для построения воспитательного-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие детей с признаками одаренности, на реализацию и совершенствование их способностей

Задачи

* Выявление творческих признаков одарённости у детей старшего возраста.

* Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей и детей с проявлениями одарённости.

* Сформировать у детей устойчивый интерес к театральному искусству, желания принимать активное участие в игровых Проектах, театрализованных играх.

* Обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

* Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и одарённых детей

Сроки и этапы

Программа рассчитана на один год

I – этап организационный

Предполагает открытие констатацию развития ребёнка и его интересов, одарённости. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребёнком.

* Предварительное проведение родительского собрания, на котором родителям подробно объясняют основные цели и задачи программы. На основе информации родители решают, совпадают ли цели обучения с их устремлениями, а также с возможностями и интересами ребёнка.  

*Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребёнка, используя опросник для родителей по методу Беловой Е. С.

* На первом этапе, возможно при использовании диагностических методик на выявление творческих способностей у детей с признаками   одарённости американского учёного П. Торпенса. 

*Опросник по методу Е.С. Беловой

 *в программе использовала интервью и беседы, помогающие составить представления о том, как ребёнок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.

* Специальные методы (тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов)

* Коллекции детских работ.

* Регулярное отслеживание результатов деятельности.

* Сбор информации об детях с признаками одарённости проводят члены лаборатории по театральной деятельности в ДОУ.

* На данном этапе предполагается создание условий для развития одарённости ребёнка через организацию дополнительной бесплатной услуги кружок «Домовёнок».

II – этап реализации

Реализация - работа непосредственно с детьми.

На этом этапе планируется организация и проведение игровых проектов (спектаклей, праздников).

Проведение сказочной викторины, театральных фестивалей, участие в конкурсе, как педагогов, так и воспитанников ДОУ. 

III – завершающий этап

Предполагает контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения и составления плана дальнейшей работы в этом направлении.  

Механизм реализации Программы.

Программа реализуется как дополнительная, образовательная услуга для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2016 учебный год по разделу «Театрализованная деятельность» ДОУ № 69 «Светофорчик», рассчитана на 20 воспитанников.

Работа театрализованной деятельностью детей проводятся на базе МАДОУ ДС №69 "Светофорчик" 2 раза в неделю: понедельник, четверг, продолжительностью 30 минут. Всего 64 раза в год

Ожидаемые результаты программы

После реализации данной Программы мы ожидаем получить следующие результаты:

· совершенствование форм работы с признаками одаренности и способными детьми;

· создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

· обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

· стимулирование мотивации развития способностей;

· проведение конкурсов, мероприятий на городском уровне.

- показ игровых Проектов (спектаклей, праздников) для детей ДОУ и родителей

- распространение опыта работы с детьми с признаками одарённости 

-  увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

· создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль с детьми с признаками одарённости);

· разработка методических рекомендаций   для работы с детьми с признаками одарённости для педагогов и родителей

VIII. Содержание Программы.

Концептуальные положения

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так, же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

1.  Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т. п.

2.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3.  Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4.  Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от степени социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию). Будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

  Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Особенности, присущие с детьми с признаками одарённости:

 

 

Условия реализации.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В ДОУ организована дополнительная образовательная услуга для детей старшего дошкольного возраста – театральный кружок «Домовёнок» по поддержке одарённых детей средствами театрализованной деятельности.

Созданы благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности одарённых детей.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

 Создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:

* Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

* Атрибуты для различных игровых позиций:

- «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);

- «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);

- . «зритель» места для зрителей, афиши, театральная касса. Билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета;

- . «оформитель» виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани. Нитки, пуговицы, коробки, природный материал.

 Следующим шагом стала организация работы с детьми с признаками одарённости, состоящая из 2 этапов:

* создание эмоционально-благополучной атмосферы;

* обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр, игровых проектов, викторин, конкурсов.

Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса;

 * высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; · создание условий для развития творческих проявлений с детьми с признаками одарённости дошкольного возраста;

* оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Творчество одарённых детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:

* творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

* исполнительское (речевое, двигательное);

*художественное.   (Декорации, костюмы, атрибутика и др.).

Обогащению одарённых детей дошкольного возраста художественными средствами передачи образа способствовали этюды из прочитанных произведений или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).

Интересны были этюды, в которых дети двигались под фрагменты музыкальных произведений. Дети активно обсуждали, во что лучше играть, согласовывали свои замыслы и желания.

 Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли, договаривались о двух-трех составах «артистов».

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организовывалась художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.

 Дети подгруппами, получали задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.

При этом отпадала необходимость в специальном запоминании текста. Основные направления развития театрализованной игры состояли в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений.

От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер». При этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Работу с одарёнными детьми я строила без прямых указаний, и больший акцент перенесла на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использования средств литературы и искусства.

Разделы программы.

Состоит из 5 - ти разделов.

*Театральная игра –используется общеразвивающие игры

Предлагаются детям различные превращения. Дети превращаются в деревья, цветы, игрушки и т.д. У детей с признаками одарённости развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей. Развиваются такие качества как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира. Воображения и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. 

Специальные театральные игрызнакомящие со спецификой и видами театрального искусства. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Одарённый ребёнок сам на основе своего личного опыта представляет себя в различных ситуациях.

 Упражнения и этюды

 Игры на превращение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить своё отношение к предмету, меняя соответствующим образом своё поведение.    

* Ритмопластика -развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости и т.д.…) Развитие пластической выразительности. Развитие выражения. Необходимым условием является умение владеть своим телом. В работе применяю игры и упражнения таких специалистов как Э.Г. Чурилова, Л. Алексеева, В. Давыдова, М. Чистякова, С. Клубков.

* Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения на речевое дыхание, артикуляционную гимнастику, игры со словом, скороговорки и диалоги.

* Основы театральной культуры – расширяет и систематизирует знание детей о театре в соответствии с их возрастом.

* Работа над спектаклем или игровые проекты).

Для детей ДОУ и родителей были представлены следующие спектакли:

«Колобок», творческая игра «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», викторина «Путешествие по сказкам», «Зимнее путешествие колобка», «Конёк горбунок и Иван дурак» и другие. (Смотри приложение № 6)

Форма работы с одаренными детьми:

- игровые проекты (спектакли, праздники, развлечения)

- конкурсы, викторины, различные игры

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах

- опытно – исследовательская деятельность.

 Форма работы с родителями 

 - Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.

- Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.

- Театральные фестивали, викторина «Сказочная страна», показ спектаклей (Приложение №5 презентация)

- Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.

 

 

Работа с педагогическим коллективом 

 Работа по развитию творческих способностей с детьми с признаками одарённости в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте с членами творческой лаборатории по театральной деятельности. Главной целью являлась внедрение передового педагогического опыта образовательный процесс ДОУ.   

Для педагогов были организованы консультации, памятки, творческие задания и тд … (смотрите приложение №8 отчеты творческой лаборатории по театрализованной деятельности).

Принципы работы

* импровизационность

* гуманность

* систематизация знаний

* учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка 

IXСистема организации контроля над исполнением Программы

Один раз в полугодие проводится анализ исполнения

Проекта;

Два раза в год (октябрь, май) определяется показатель развития театральных способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

X. Анализ достижений и целей полученных результатов

После реализации данной Программы ожидаем получить следующие результаты:

* выявить творческие признаки одарённости старшего возраста

* разработать формы работы с детьми с признаками одарённости    

* создать условия для выявления и поддержки развития с детей с признаками одарённости и их самореализации.

* сформировать у детей интерес к театральному искусству, желание принимать активное участие в игровых проектах и театрализованных играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. Перспективное планирование работы.

 

 

 

Месяц

Занятие

Вид деятельности

Показ спектакля

 

 

 

Программные задачи

 

                                         

 

 

 

 

Содержание

 

 

                                                           Январь

1

Театральная игра

Ритмопластика

Русская народная

сказка Рукавичка»

Формировать умения складывать из частей целое, называть название сказки, персонажей их характер. Закреплять способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать чувство ритма и координацию движения.

Д/и «Сложи из частей целое». Показ сказки «Репка» на изнанку. Упражнение «Угадай, что я делаю?»

 

2

Театральная игра. Ритмопластика. Работа над спектаклем

Культура техника речи.

Моделирование

 

 

Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Закреплять умение рассказывать сказку при помощи моделей. Элементы ТРИЗ.

Упражнения «Кактус и ива», «Муравей». Игры: «Руки – ноги», «Что ты слышишь?». Игры: «Мыльные пузыри», «Больной зуб», «Колокольчики».

Русская народная сказка «Теремок»

     3 - 4

Моделирование

Театральная игра. Ритмопластика

Русская народная

сказка «Колобок»

Развивать умения составлять сказки, используя модели, схемы. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.  Уметь передавать в свободных движениях образ персонажа.

 

 

 

Упражнения «Что получилось», «Продолжи сказку». Игры «Кто во что одет?», «Дружные звери». Упражнения «Буратино и пьеро», «Снеговик».

4

Ритмопластика

Культура речи

Моделирование

Учить составлять из сказок «Салат», закрепляя название сказки, умение обозначать персонажей моделями. Внедряя в работу элементы ТРИЗ. Уметь ориентироваться в пространстве.

Упражнения «Салат из сказок», «Штанга», «Тюльпан». Игры: «Поварята», «Дружная игра». Игры: «Самолёт», «Птичий двор».

 

                           Январь

5

Основы театральной культуры. Ритмопластика.

 

Формировать умения различать виды театров. Называть название сказок, персонажей. Развивать воображение, гибкость. Умение оправдать заданную позу. 

 

 

Упражнения «Баба яга», «Кактус и ива». Игры: «Мыльные пузыри», «Дружные звери». Игры: «Капризуля», «Ручной мяч».

 

 

6

Моделирование

Театральная игра. Ритмопластика

Подготовка к викторине

Развивать умения составлять сказки, используя модели, схемы. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.  Уметь передавать в свободных движениях образ персонажа.

 

Игры: «Кто во что одет», «Дружные звери», «Сочини сказку».

                                                                  Февраль

1

ОТК. Ритмопластика.

Техника речи.

Русская народная

сказка «Репка».

 

Развивать умения составлять сказки, используя модели, схемы. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.  Уметь передавать в свободных движениях образ персонажа.

                                     

 

 

Упражнения: «Не ошибись», «Поймай хлопок». Беседы о профессии – режиссёр 

Русская народная сказка «Репка» - наоборот.

2

Ритмопластика.  Культура речи.

Основы театральной культуры.

Моделирование

Учить составлять из сказок «Салат», закрепляя название сказки, умение обозначать персонажей моделями. Внедряя в работу элементы ТРИЗ. Уметь ориентироваться в пространстве.

Различать виды театров, умение ими пользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

Игры: «Салат из сказки»

Упражнения: «Не ошибись», «Голова или хвост». Русская народная сказка «Репка». Виды театров: «Пальчиковые», «Настольные» и др.

                                          Февраль

3

ОТК. Культура речи.

Ритмопластика.

Русская народная

сказка «Репка»

Продолжать развивать умения рассказывать сказку, используя модели. Закреплять умения: отгадывать и загадывать загадки; изображать персонажей сказки, пользоваться различными видами театров.

Игра: «Расскажи сказку».

Загадки по сказкам. Виды театров: «Би – ба – бо», «Целлофановый пакет», «Театр кукол».

4

ОТК.

 

 

Продолжать подготовку к викторине для родителей.

 

Игра: «Сказка в гости к нам пришла».

5

Показ спектакля

Русская народная сказка «Рукавичка»

Развивать желание показывать сказки детям используя приёмы моделирования.

                                      

 

Русская народная сказка «Рукавичка».

6

Показ спектакля

Развивать желание показывать сказки детям используя приёмы моделирования.

 

Русская народная сказка «Рукавичка».

                                        Март

1

Театральная игра.

Ритмопластика. ОТК.

Культура речи.

Пьеса «Три мамы»

Развивать внимание, выдержку, ловкость в театральных играх.  Уметь оправдывать своё поведение, свои действия нафантазированными причинами.

Игра: «Воробьи – вороны».

Этюд: «Одно и то же по - другому».

Упражнение: «Буратино и Пьеро».

Беседа: «Культура поведения в театре».

Пьеса: «Три мамы».   

 

2

Театральная игра. Ритмопластика. Работа над пьесой.

Пьеса «Три мамы».

Продолжать работу по пьесе «Три мамы». Развивать умение строить диалоги, чувство веры и правды. Воспитывать правила поведения в театре.

 

 

Игра: «Превращение детей».

Упражнение: «Гипнотизёр».

Пьеса «Три мамы».

Игра: «Сочини сказку».

 

 

 

 

                                       Март

3

Театральная игра. Ритмопластика. Культура и техника речи.

Сочини сказку.

Формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками.

 

 

 

Игры: «День рождения», «Сочини сказку».

Упражнение: «Как живёшь?»

 

 

 

 

 

 

4

Театральная игра. Ритмопластика. Культура и техника речи

 

Развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно. Обыгрывать воображаемые предметы.

Игра: «Что мы делали, не скажем, но за то мы Вам покажем».

Упражнение: «Ёжик».

Игра: «Сочини сказку».

 

 

 

 

 

                                               Март

5

Ритмопластика. Культура и техника речи. ОТК.

Расскажи сказу от имени героя

Формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Воспитывать правила поведения в театре.

 

 

 

Упражнение: «Ёжик».

Игра: «Расскажи сказку» от имени героя.

Беседа: «Культура и поведение в театре».

6

Ритмопластика. ОТК. Культура и техника речи.

Сказка «Три медведя».

Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками.

 

Упражнения: «Превращения детей», «Гипнотизёр».

Игра: «Вопрос ответ».

Сказка: «Три медведя» - би – ба – бо.  

 

7 – 8

 

Показ сказки друг другу.

Сказка «Смоляной бычок».

Развивать желание показывать друг для друга сказку «Смоляной бычок» используя настольный театр.

Воспитывать желание сопереживать друг за друга.

Сказка: «Смоляной бычок» - настольный театр.

 

 

 

 

 

                                       Апрель

1

Культура и техника речи. ОТК. Театральная игра

Сказка «Смоляной бычок».

Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки. Развивать желание больше узнавать и использовать в игре различные виды театров.

Загадки.

 Игра: «Что ты слышишь?».

Упражнения: «Змеи», «Ёжик».

 «Смоляной бычок» - настольный театр.

 

 

2

Театральная игра. Ритмопластика. Культура и техника речи.

 

 

Развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно. Обыгрывать воображаемые предметы.

 

 

 

 

 

 

Игры: «Колокольчики», «Есть ли в поле».

Упражнения: «Осьминоги», «Змеи».

                                       Апрель

3 – 4

Показ сказки

 

Закреплять умения показывать сказки: «Колобок», «Три медведя» используя варежковый театр.

Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Сказки: «Колобок», «Три медведя».

5

Театральная игра. Ритмопластика.

Культура и техника речи.

 

Продолжать формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение: «Цыплята».

Игры: «Колокольчики», «Кто во что одет».

 

 

                                          Апрель

6

Театральная игра. Ритмопластика.

Культура и техника речи.

 

Развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно. Обыгрывать воображаемые предметы.

 

 

 

 

 

 

Упражнения: «Заводная кукла».

Игры: «Вкусные слова», «День рождения».

7

ОТК. Показ сказки. Ритмопластика.

Сказка

«Смоляной бычок»

Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Закреплять умение пользоваться настольным театром. Чётко произносить слова за персонажа.

Показ сказки «Смоляной бычок» настольный театр.

Упражнения: «Ёжик».

Игры: «Колокольчики», «Вкусные слова».

 

 

8

Показ сказки. Ритмопластика. Культура и техника речи.

Сказка «Колобок»

Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова и выделять их голосом.

Воспитывать интерес к показу сказки для других детей.

 

 

 

 

Упражнения: «Осьминоги».

Игры: «Колокольчики», «Вкусные слова».

Показ сказки «Колобок» с использованием театра масок.

                     Май

1

Театральная игра.

 Показ сказки.

Сказка

«Гуси - лебеди»

Совершенствовать умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях по-разному.

Вызвать желание готовиться к представлению по сказке «Гуси - лебеди».

 

 

 

 

 

 

Игра: «Есть или нет».

Сказка: «Гуси - лебеди».

 

                                                                       Май

2

Театральная игра. Культура и техника речи.

Сказка

«Гуси - лебеди».

Развивать внимание, выдержку, ловкость при выполнении правил игры. Проговаривание диалогов по сказке «Гуси - лебеди».

Воспитывать желание выступать перед зрителями.

 

Игры: «Воробьи», «Вороны».

Диалоги по сказке, разбор ролей.

3

Театральная игра.

Культура и техника речи.

Работа над спектаклем.

 

Продолжать работу над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Развивать желание узнавать разные виды сказок.

 

 

 

 

 

 

Игры: «Одно и то же

 по – разному». Скороговорки, сказки без начала и конца.

«Жила была бабка»

4

Театральная игра. Культура и техника речи.

Сказка: «Гуси - лебеди»

Готовить детей с действиями с воображаемыми предметами.

Сохранить детскую наивность, веру, которые проявляются на выступлениях перед зрителями. 

 

 

 

Этюд: «Угадай, что я делаю».

Игра: «Колокольчики».

Беседа о предстоящем показе сказки «Гуси - лебеди».

 

5 – 6

Театрализованная игра.

Культура и техника речи.

Показ спектакля.

Показ спектакля

Развивать желание показывать сказку несколько раз, пытаясь действовать каждый раз по-разному.

 

              

 

 

 

 

 

Игры: «Печатная машинка», «Вкусные слова», «Есть или нет».

Показ сказки детям среднего возраста.

                                                               Октябрь

1

Ритмопластика.

Театрализованная игра.

ОТК.

 

Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.

Совершенствовать умение снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми.

 

 

 

 

Упражнение: «Знакомство».

Игра: «Буратино»

Массаж пальцев «Блины».

Беседа о театрах.

2

ОТК.

Театрализованная игра.

 

Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (пальчиковый, венчиковый, театр ложек) и кукольным театром.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память и наблюдательность.

Презентация «Виды театров» русская народная игра.

Игра: Петухи.

3

Театрализованная игра.

 Культура и техника речи.

 

Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Игра: «Пальчиковый театр». Виды способы работы.

Упражнения: «Я петух, я лиса», «Репка», «Снежный ком», «Радиограмма»

 

 

 

4

Театральная игра.

Культура и техника речи. Работа над спектаклем

Показ театра

«Снегурочка»

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Закреплять умения действовать с персонажами настольного театра.

Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.

Умение напрягать и расслаблять мышцы шей, рук, ног и корпуса.

Упражнение на развитие дыхания «Корова».

Беседа о настольном театре.

Показ детям театра «Снегурочка» - настольный театр.

Игры: «Летает, не летает», «Тень», «Снеговик».

                          

 

                                       Октябрь

5

Театрализованная игра.  Культура и техника речи.

 

Развивать желание показывать сказку несколько раз, пытаясь действовать каждый раз по-разному.

Закреплять желание играть в русские народные игры.

 

 

 

Русская народная игра «Кот и мышь».

Сказка: «Снегурочка».

6 – 7

ОТК.

Ритмопластика.

Показ театра

Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Упражнение: «Знакомство с настольным театром».

Физминутка «Снежный ком».

Беседа: правила поведения в театре.

 

 

 8  - 9

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Показ Спектакля

Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

Развивать умение строить диалог между героями сказок в придуманных обстоятельствах.

Показ спектакля «Снегурочка»

Ноябрь

1

Ритмопластика.

Театральная игра.

Культура и техника речи. ОТК.

Показ настольного театра

«Рукавичка».

Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

Учить адекватно, реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированные.

Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.

Познакомить детей с атрибутами театрального представления.

 

 

Упражнение: «Снеговик» массаж биоактивных точек.

Игра: «Волк и медведь»

Скороговорка «На дворе трава».

Настольный театр «Рукавичка».

                                                                                   Ноябрь

2

ОТК. Театральная игра.

Ритмопластика.

 

Выяснить, кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «Артист» и «Актёр».

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность.

Упражнение «Беседа о будущем спектакле». Чтение сценария.

Игры: «Замри», «Снеговик», «Часики»

 

3

Культура и техника речи

Ритмопластика.

 

Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.

Развивать воображение и способность к пластической импровизации.

 

 

 

Разучивание упражнения «Строим дом» (массаж рук).

Игра: «Сочини сказку».

4

Показ сказки.

Сказка «Рукавичка»

Воспитывать желание поступать перед сверстниками и детьми младшего возраста.

 

 

 

 

 

Сказка «Рукавичка»

5

ОТК.  Театральная игра

Театральные игры на оздоровление

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства.

Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре.

 

 

 

 

 

 

Театральные игры на оздоровление «Бабочки», «Муравьи», «Строим дом», «Снеговик». Беседа о театре /профессия актёр, режиссёр.

                            Ноябрь

6

ОТК. Культура и техника речи.

 

Закреплять умения соединять движения со словами.

Познакомить детей с атрибутами театрального представления.

 

Пальчиковая гимнастика: «Пирожки».

Беседа о театре.

 

 

 

7

Ритмопластика.

ОТК.

Сказка «Три медведя».

Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.

Упражнения: «Солнце», «Поиграем, угадаем». Пальчиковая гимнастика. Театр «Три медведя» (пальчиковые)

 

8

Показ викторины.

 

Воспитывать желание участвовать в викторине.

Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность.

Викторина «Что? Где? Когда?»

                               Декабрь

1

Театральная игра. Работа над спектаклем.

Сказка «Три поросёнка»

Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

Совершенствовать навыки моделирование сказки.

 

Игры: «Дружные звери», «Цапля», «Поиграем, угадаем», «Часики».

Моделирование сказки «Три поросёнка»

2 – 3

Ритмопластика. Работа над спектаклем.

 

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

 

Упражнение: «Весёлая зарядка», «Дружные звери». Беседа о предстоящем празднике.

 

 

4

ОТК.

 

Знакомство с театром «Марионеток». Научить приёмам работы с театром.

Театр «Марионеток»

                                         Декабрь

5

Театральная игра. Техника и культура речи.

 

Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.

Игра: «Мышки – сушки»

 

 

 

 

 

 

6

Техника речи

Стихи

Продолжать развивать умение выразительно декламировать стихотворение.

 

 

Стихи к Новому году.

7

Работа над спектаклем

 

Сказка

«Морозко»

Определение роли для себя. Описание представления своей роли (качество, характер, одежда)

Подготовка к спектаклю.

Сказка «Морозко».

8

Показ спектакля

Сказка «Морозко».

Учить адекватно, реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированные.

Воспитывать желание выступать перед детьми среднего возраста.

Сказка «Морозко».

9

Театральные игры. Основы театральной культуры (ОТК)

Новый год

Развивать желание соблюдать традиции встречи Нового года.  Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

 

                                      

 

 

              

 

 

 

 

 

 

Беседа о предстоящем празднике «Новый год». Игры: «Телепаты», «Поиграем, угадаем»