Деятельность с одаренными детьми
Театральная деятельность с одаренными детьми, дошкольного возраста в МАДОУ ДС №69 «Светофорчик»
Дмитриева Светлана Александровна занимается поддержкой одаренных детей средствами театрализованной деятельности в МБДОУ ДСКВ № 69 «Светофорчик». Чему посвящена ее исследовательская деятельность, с которой вы можете ознакомиться в ее авторском докладе.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска
детский сад № 69 "Светофорчик"
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ ДС
№ 69 "Светофорчик"
Е.Н.Кленичева
Программа
«Поддержка детей с признаками одаренности средствами театрализованной деятельности» для детей пяти-шести лет на 2015-2016 г.
Автор Программы
Воспитатель высшей квалификационной категории Дмитриева Светлана Александровна.
Сайт
г. Нижневартовск 2015
Содержание
1.Паспорт Программы
2.Обоснование актуальности Программы
Нормативно – правовое обоснование Программы.
3. Заказчики Программы.
5. Разработчик Программы
6. Организация исполнитель Программы
7.Пояснительнаязаписка.
- цели,
- задачи,
- сроки и этапы,
-механизм.
- ожидаемые результаты.
8.Содержание Программы.
* концептуальные положения
* условия реализации
* разделы Программы
* методы и формы работы с родителями
* работа с педагогическим коллективом
* принципы работы
9. Система организации контроля.
Анализ достижений воспитанников.
I. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Поддержка детей с признаками одарённости средствами театрализованной деятельности. |
Основание дляразработкиПрограммы |
* Закон «Об образовании»* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2014* Программа «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года»* Доклад правительства РФ «Образовательная политика России на современном этапе»* СанПин* Устав ДОУ |
Заказчики Программы |
* Администрация МАДОУ ДС № 69* Родители |
Разработчик Программы |
С.А. Дмитриева воспитатель высшей категории |
Организацияисполнитель Программы |
Педагогический коллектив МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик», родители |
Цель Программы |
Создание условий для построения воспитательного-образовательного процесса, направленного на продуктивное, психическое, интеллектуальное и творческое развитие детей с признаками одарённости, на реализацию и совершенствование их способностей. |
Задачи Программы |
* Выявление признаков творческой одарённости у детей старшего возраста.* Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей детей с проявлениями одарённости.* Сформировать у детей устойчивый интерес к театральному искусству, желания принимать активное участие в игровых Проектах, театрализованных играх.* Обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.* Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и детей с признаками одарённости. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на один годI– этап организационныйII – этап реализацииIII – завершающий этап |
Механизм реализации Программы |
Программа реализуется как дополнительная, образовательная услуга для детей 5-6лет (1 год обучения) на 2015-2016учебный год по разделу «Театрализованная деятельность» МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик», рассчитана на 12 воспитанников.Работа по театрализованной деятельности детей проводятся на базе МАДОУ ДС №69 "Светофорчик" 2 раза в неделю: понедельник, четверг, продолжительностью 25 минут. Всего 64 раза в год. |
Содержание Программы |
* концептуальные положения* условия реализации*разделы Программы* формы работы с детьми с признаками одарённости* методы и формы работы с родителями* работа с педагогическим коллективом* принципы работы* план работы с детьми |
Результаты Программы |
После реализации данной Программы мы ожидаем получить следующие результаты:· совершенствование форм работы с детьми с признаками одарённости;· создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;· обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;· стимулирование мотивации развития способностей;· проведение конкурсов, мероприятий на городском уровне.- показ игровых Проектов (спектаклей, праздников) для детей ДОУ и родителей- распространение опыта работы с детьми с признаками одарённости- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;· создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению детей с признаками одаренности (психологический профиль одаренного ребенка);· разработка методических рекомендаций для работы с детьми с признаками одарённости для педагогов и родителей |
Система организации контроля над исполнением Программы |
Один раз в полугодие проводится анализ исполненияПрограммы;Два раза в год (октябрь, май) определяется показатель развития театральных способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.Анализ достижений и целей полученных результатов |
I. Паспорт Программы.
II.Обоснование актуальности Программы. Нормативно- правовое обоснование Программы.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с детьми с признаками одарённости требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
* отсутствие новых технологий управления системой работы с детьми с признаками, одаренными;
* стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
* недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.
* возраст 5 – 8 лет называют «Золотым периодом» по богатству проявлений творчества ребёнка. Эта пора интенсивного и самостоятельного творчества детей дошкольного возраста. «Именно в этом возрасте изобретательность не знает своих пределов, сплошь и рядом порождая у родителей ошибочное мнение об исключительной одарённости своих детей. К сожалению, ближайшие годы разбивают эту иллюзию» /Корнилов К. Н. Очерк психологии ребёнка дошкольного возраста.
Наверное, каждый мог бы привести примеры, когда яркие дарования маленьких детей, восхищавшие и поражавшие взрослых. Затем затухали, исчезали. Всё реже проявлялась оригинальность, фантазия становилась большей частью заимствованной.
В связи с этим в ДОУ необходима ПРОГРАММА, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с признаками одарённости.
III. Нормативно-правовое обоснование программы
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2014
Программа «Развития и воспитания детей в РФ до 2010»
Доклад Правительства РФ «Образовательная политика России на современном этапе».
СанПин
Устав ДОУ
IV. Заказчики Программы
* Администрация МАДОУ ДС № 69
* Родители
V.Разработчик Программы
Воспитатель высшей категории Дмитриева С. А.
Руководитель дополнительной образовательной услуги
театрализованного кружка «Домовёнок» по поддержке детей с признаками одарённости средствами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
VI. Организация исполнитель Программы
Педагогический коллектив МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик», родители
VII.Пояснительная записка
Цель
Создание условий для построения воспитательного-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие детей с признаками одаренности, на реализацию и совершенствование их способностей
Задачи
* Выявление творческих признаков одарённости у детей старшего возраста.
* Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей и детей с проявлениями одарённости.
* Сформировать у детей устойчивый интерес к театральному искусству, желания принимать активное участие в игровых Проектах, театрализованных играх.
* Обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
* Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и одарённых детей
Сроки и этапы
Программа рассчитана на один год
I – этап организационный
Предполагает открытие констатацию развития ребёнка и его интересов, одарённости. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребёнком.
* Предварительное проведение родительского собрания, на котором родителям подробно объясняют основные цели и задачи программы. На основе информации родители решают, совпадают ли цели обучения с их устремлениями, а также с возможностями и интересами ребёнка.
*Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребёнка, используя опросник для родителей по методу Беловой Е. С.
* На первом этапе, возможно при использовании диагностических методик на выявление творческих способностей у детей с признаками одарённости американского учёного П. Торпенса.
*Опросник по методу Е.С. Беловой
*в программе использовала интервью и беседы, помогающие составить представления о том, как ребёнок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
* Специальные методы (тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов)
* Коллекции детских работ.
* Регулярное отслеживание результатов деятельности.
* Сбор информации об детях с признаками одарённости проводят члены лаборатории по театральной деятельности в ДОУ.
* На данном этапе предполагается создание условий для развития одарённости ребёнка через организацию дополнительной бесплатной услуги кружок «Домовёнок».
II – этап реализации
Реализация - работа непосредственно с детьми.
На этом этапе планируется организация и проведение игровых проектов (спектаклей, праздников).
Проведение сказочной викторины, театральных фестивалей, участие в конкурсе, как педагогов, так и воспитанников ДОУ.
III – завершающий этап
Предполагает контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения и составления плана дальнейшей работы в этом направлении.
Механизм реализации Программы.
Программа реализуется как дополнительная, образовательная услуга для детей старшего дошкольного возраста на 2015-2016 учебный год по разделу «Театрализованная деятельность» ДОУ № 69 «Светофорчик», рассчитана на 20 воспитанников.
Работа театрализованной деятельностью детей проводятся на базе МАДОУ ДС №69 "Светофорчик" 2 раза в неделю: понедельник, четверг, продолжительностью 30 минут. Всего 64 раза в год
Ожидаемые результаты программы
После реализации данной Программы мы ожидаем получить следующие результаты:
· совершенствование форм работы с признаками одаренности и способными детьми;
· создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
· обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
· стимулирование мотивации развития способностей;
· проведение конкурсов, мероприятий на городском уровне.
- показ игровых Проектов (спектаклей, праздников) для детей ДОУ и родителей
- распространение опыта работы с детьми с признаками одарённости
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
· создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль с детьми с признаками одарённости);
· разработка методических рекомендаций для работы с детьми с признаками одарённости для педагогов и родителей
VIII. Содержание Программы.
Концептуальные положения
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так, же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т. п.
2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от степени социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию). Будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Особенности, присущие с детьми с признаками одарённости:
Условия реализации.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В ДОУ организована дополнительная образовательная услуга для детей старшего дошкольного возраста – театральный кружок «Домовёнок» по поддержке одарённых детей средствами театрализованной деятельности.
Созданы благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности одарённых детей.
Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:
* Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
* Атрибуты для различных игровых позиций:
- «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);
- «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);
- . «зритель» места для зрителей, афиши, театральная касса. Билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета;
- . «оформитель» виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани. Нитки, пуговицы, коробки, природный материал.
Следующим шагом стала организация работы с детьми с признаками одарённости, состоящая из 2 этапов:
* создание эмоционально-благополучной атмосферы;
* обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр, игровых проектов, викторин, конкурсов.
Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса;
* высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; · создание условий для развития творческих проявлений с детьми с признаками одарённости дошкольного возраста;
* оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество одарённых детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:
* творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
* исполнительское (речевое, двигательное);
*художественное. (Декорации, костюмы, атрибутика и др.).
Обогащению одарённых детей дошкольного возраста художественными средствами передачи образа способствовали этюды из прочитанных произведений или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).
Интересны были этюды, в которых дети двигались под фрагменты музыкальных произведений. Дети активно обсуждали, во что лучше играть, согласовывали свои замыслы и желания.
Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли, договаривались о двух-трех составах «артистов».
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организовывалась художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.
Дети подгруппами, получали задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.
При этом отпадала необходимость в специальном запоминании текста. Основные направления развития театрализованной игры состояли в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений.
От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер». При этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;
от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Работу с одарёнными детьми я строила без прямых указаний, и больший акцент перенесла на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использования средств литературы и искусства.
Разделы программы.
Состоит из 5 - ти разделов.
*Театральная игра –используется общеразвивающие игры
Предлагаются детям различные превращения. Дети превращаются в деревья, цветы, игрушки и т.д. У детей с признаками одарённости развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей. Развиваются такие качества как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира. Воображения и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.
Специальные театральные игры– знакомящие со спецификой и видами театрального искусства. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Одарённый ребёнок сам на основе своего личного опыта представляет себя в различных ситуациях.
Упражнения и этюды
Игры на превращение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить своё отношение к предмету, меняя соответствующим образом своё поведение.
* Ритмопластика -развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости и т.д.…) Развитие пластической выразительности. Развитие выражения. Необходимым условием является умение владеть своим телом. В работе применяю игры и упражнения таких специалистов как Э.Г. Чурилова, Л. Алексеева, В. Давыдова, М. Чистякова, С. Клубков.
* Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения на речевое дыхание, артикуляционную гимнастику, игры со словом, скороговорки и диалоги.
* Основы театральной культуры – расширяет и систематизирует знание детей о театре в соответствии с их возрастом.
* Работа над спектаклем или игровые проекты–).
Для детей ДОУ и родителей были представлены следующие спектакли:
«Колобок», творческая игра «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», викторина «Путешествие по сказкам», «Зимнее путешествие колобка», «Конёк горбунок и Иван дурак» и другие. (Смотри приложение № 6)
Форма работы с одаренными детьми:
- игровые проекты (спектакли, праздники, развлечения)
- конкурсы, викторины, различные игры
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах
- опытно – исследовательская деятельность.
Форма работы с родителями
- Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
- Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
- Театральные фестивали, викторина «Сказочная страна», показ спектаклей (Приложение №5 презентация)
- Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
Работа с педагогическим коллективом
Работа по развитию творческих способностей с детьми с признаками одарённости в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте с членами творческой лаборатории по театральной деятельности. Главной целью являлась внедрение передового педагогического опыта образовательный процесс ДОУ.
Для педагогов были организованы консультации, памятки, творческие задания и тд … (смотрите приложение №8 отчеты творческой лаборатории по театрализованной деятельности).
Принципы работы
* импровизационность
* гуманность
* систематизация знаний
* учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка
IXСистема организации контроля над исполнением Программы
Один раз в полугодие проводится анализ исполнения
Проекта;
Два раза в год (октябрь, май) определяется показатель развития театральных способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
X. Анализ достижений и целей полученных результатов
После реализации данной Программы ожидаем получить следующие результаты:
* выявить творческие признаки одарённости старшего возраста
* разработать формы работы с детьми с признаками одарённости
* создать условия для выявления и поддержки развития с детей с признаками одарённости и их самореализации.
* сформировать у детей интерес к театральному искусству, желание принимать активное участие в игровых проектах и театрализованных играх.
XI. Перспективное планирование работы.
Месяц |
Занятие |
Вид деятельности |
Показ спектакля |
Программные задачи |
Содержание |
Январь |
1 |
Театральная играРитмопластика |
Русская народнаясказка Рукавичка» |
Формировать умения складывать из частей целое, называть название сказки, персонажей их характер. Закреплять способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать чувство ритма и координацию движения. |
Д/и «Сложи из частей целое». Показ сказки «Репка» на изнанку. Упражнение «Угадай, что я делаю?» |
2 |
Театральная игра. Ритмопластика. Работа над спектаклемКультура техника речи. |
Моделирование |
Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Закреплять умение рассказывать сказку при помощи моделей. Элементы ТРИЗ. |
Упражнения «Кактус и ива», «Муравей». Игры: «Руки – ноги», «Что ты слышишь?». Игры: «Мыльные пузыри», «Больной зуб», «Колокольчики».Русская народная сказка «Теремок» |
|
3 - 4 |
МоделированиеТеатральная игра. Ритмопластика |
Русская народнаясказка «Колобок» |
Развивать умения составлять сказки, используя модели, схемы. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Уметь передавать в свободных движениях образ персонажа. |
Упражнения «Что получилось», «Продолжи сказку». Игры «Кто во что одет?», «Дружные звери». Упражнения «Буратино и пьеро», «Снеговик». |
|
4 |
РитмопластикаКультура речи |
Моделирование |
Учить составлять из сказок «Салат», закрепляя название сказки, умение обозначать персонажей моделями. Внедряя в работу элементы ТРИЗ. Уметь ориентироваться в пространстве. |
Упражнения «Салат из сказок», «Штанга», «Тюльпан». Игры: «Поварята», «Дружная игра». Игры: «Самолёт», «Птичий двор». |
|
Январь |
5 |
Основы театральной культуры. Ритмопластика. |
|
Формировать умения различать виды театров. Называть название сказок, персонажей. Развивать воображение, гибкость. Умение оправдать заданную позу. |
Упражнения «Баба яга», «Кактус и ива». Игры: «Мыльные пузыри», «Дружные звери». Игры: «Капризуля», «Ручной мяч». |
6 |
МоделированиеТеатральная игра. Ритмопластика |
Подготовка к викторине |
Развивать умения составлять сказки, используя модели, схемы. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Уметь передавать в свободных движениях образ персонажа. |
Игры: «Кто во что одет», «Дружные звери», «Сочини сказку». |
|
Февраль |
1 |
ОТК. Ритмопластика.Техника речи. |
Русская народнаясказка «Репка». |
Развивать умения составлять сказки, используя модели, схемы. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Уметь передавать в свободных движениях образ персонажа. |
Упражнения: «Не ошибись», «Поймай хлопок». Беседы о профессии – режиссёрРусская народная сказка «Репка» - наоборот. |
2 |
Ритмопластика. Культура речи.Основы театральной культуры. |
Моделирование |
Учить составлять из сказок «Салат», закрепляя название сказки, умение обозначать персонажей моделями. Внедряя в работу элементы ТРИЗ. Уметь ориентироваться в пространстве.Различать виды театров, умение ими пользоваться. |
Игры: «Салат из сказки»Упражнения: «Не ошибись», «Голова или хвост». Русская народная сказка «Репка». Виды театров: «Пальчиковые», «Настольные» и др. |
|
Февраль |
3 |
ОТК. Культура речи.Ритмопластика. |
Русская народнаясказка «Репка» |
Продолжать развивать умения рассказывать сказку, используя модели. Закреплять умения: отгадывать и загадывать загадки; изображать персонажей сказки, пользоваться различными видами театров. |
Игра: «Расскажи сказку».Загадки по сказкам. Виды театров: «Би – ба – бо», «Целлофановый пакет», «Театр кукол». |
4 |
ОТК. |
|
Продолжать подготовку к викторине для родителей. |
Игра: «Сказка в гости к нам пришла». |
|
5 |
Показ спектакля |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
Развивать желание показывать сказки детям используя приёмы моделирования. |
Русская народная сказка «Рукавичка». |
|
6 |
Показ спектакля |
Развивать желание показывать сказки детям используя приёмы моделирования. |
Русская народная сказка «Рукавичка». |
||
Март |
1 |
Театральная игра.Ритмопластика. ОТК.Культура речи. |
Пьеса «Три мамы» |
Развивать внимание, выдержку, ловкость в театральных играх. Уметь оправдывать своё поведение, свои действия нафантазированными причинами. |
Игра: «Воробьи – вороны».Этюд: «Одно и то же по - другому».Упражнение: «Буратино и Пьеро».Беседа: «Культура поведения в театре».Пьеса: «Три мамы». |
2 |
Театральная игра. Ритмопластика. Работа над пьесой. |
Пьеса «Три мамы». |
Продолжать работу по пьесе «Три мамы». Развивать умение строить диалоги, чувство веры и правды. Воспитывать правила поведения в театре. |
Игра: «Превращение детей».Упражнение: «Гипнотизёр».Пьеса «Три мамы».Игра: «Сочини сказку». |
|
Март |
3 |
Театральная игра. Ритмопластика. Культура и техника речи. |
Сочини сказку. |
Формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. |
Игры: «День рождения», «Сочини сказку».Упражнение: «Как живёшь?» |
4 |
Театральная игра. Ритмопластика. Культура и техника речи |
|
Развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно. Обыгрывать воображаемые предметы. |
Игра: «Что мы делали, не скажем, но за то мы Вам покажем».Упражнение: «Ёжик».Игра: «Сочини сказку». |
|
Март |
5 |
Ритмопластика. Культура и техника речи. ОТК. |
Расскажи сказу от имени героя |
Формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.Воспитывать правила поведения в театре. |
Упражнение: «Ёжик».Игра: «Расскажи сказку» от имени героя.Беседа: «Культура и поведение в театре». |
6 |
Ритмопластика. ОТК. Культура и техника речи. |
Сказка «Три медведя». |
Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. |
Упражнения: «Превращения детей», «Гипнотизёр».Игра: «Вопрос ответ».Сказка: «Три медведя» - би – ба – бо. |
|
7 – 8 |
Показ сказки друг другу. |
Сказка «Смоляной бычок». |
Развивать желание показывать друг для друга сказку «Смоляной бычок» используя настольный театр.Воспитывать желание сопереживать друг за друга. |
Сказка: «Смоляной бычок» - настольный театр. |
|
Апрель |
1 |
Культура и техника речи. ОТК. Театральная игра |
Сказка «Смоляной бычок». |
Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки. Развивать желание больше узнавать и использовать в игре различные виды театров. |
Загадки.Игра: «Что ты слышишь?».Упражнения: «Змеи», «Ёжик».«Смоляной бычок» - настольный театр. |
2 |
Театральная игра. Ритмопластика. Культура и техника речи. |
|
Развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно. Обыгрывать воображаемые предметы. |
Игры: «Колокольчики», «Есть ли в поле».Упражнения: «Осьминоги», «Змеи». |
|
Апрель |
3 – 4 |
Показ сказки |
|
Закреплять умения показывать сказки: «Колобок», «Три медведя» используя варежковый театр.Воспитывать желание доводить начатое до конца. |
Сказки: «Колобок», «Три медведя». |
5 |
Театральная игра. Ритмопластика.Культура и техника речи. |
|
Продолжать формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. |
Упражнение: «Цыплята».Игры: «Колокольчики», «Кто во что одет». |
|
Апрель |
6 |
Театральная игра. Ритмопластика.Культура и техника речи. |
|
Развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно. Обыгрывать воображаемые предметы. |
Упражнения: «Заводная кукла».Игры: «Вкусные слова», «День рождения». |
7 |
ОТК. Показ сказки. Ритмопластика. |
Сказка«Смоляной бычок» |
Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.Закреплять умение пользоваться настольным театром. Чётко произносить слова за персонажа. |
Показ сказки «Смоляной бычок» настольный театр.Упражнения: «Ёжик».Игры: «Колокольчики», «Вкусные слова». |
|
8 |
Показ сказки. Ритмопластика. Культура и техника речи. |
Сказка «Колобок» |
Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова и выделять их голосом.Воспитывать интерес к показу сказки для других детей. |
Упражнения: «Осьминоги».Игры: «Колокольчики», «Вкусные слова».Показ сказки «Колобок» с использованием театра масок. |
|
Май |
1 |
Театральная игра.Показ сказки. |
Сказка«Гуси - лебеди» |
Совершенствовать умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях по-разному.Вызвать желание готовиться к представлению по сказке «Гуси - лебеди». |
Игра: «Есть или нет».Сказка: «Гуси - лебеди». |
Май |
2 |
Театральная игра. Культура и техника речи. |
Сказка«Гуси - лебеди». |
Развивать внимание, выдержку, ловкость при выполнении правил игры. Проговаривание диалогов по сказке «Гуси - лебеди».Воспитывать желание выступать перед зрителями. |
Игры: «Воробьи», «Вороны».Диалоги по сказке, разбор ролей. |
3 |
Театральная игра.Культура и техника речи.Работа над спектаклем. |
|
Продолжать работу над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.Развивать желание узнавать разные виды сказок. |
Игры: «Одно и то жепо – разному». Скороговорки, сказки без начала и конца.«Жила была бабка» |
|
4 |
Театральная игра. Культура и техника речи. |
Сказка: «Гуси - лебеди» |
Готовить детей с действиями с воображаемыми предметами.Сохранить детскую наивность, веру, которые проявляются на выступлениях перед зрителями. |
Этюд: «Угадай, что я делаю».Игра: «Колокольчики».Беседа о предстоящем показе сказки «Гуси - лебеди». |
|
5 – 6 |
Театрализованная игра.Культура и техника речи.Показ спектакля. |
Показ спектакля |
Развивать желание показывать сказку несколько раз, пытаясь действовать каждый раз по-разному. |
Игры: «Печатная машинка», «Вкусные слова», «Есть или нет».Показ сказки детям среднего возраста. |
|
Октябрь |
1 |
Ритмопластика.Театрализованная игра.ОТК. |
|
Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.Совершенствовать умение снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. |
Упражнение: «Знакомство».Игра: «Буратино»Массаж пальцев «Блины».Беседа о театрах. |
2 |
ОТК.Театрализованная игра. |
|
Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (пальчиковый, венчиковый, театр ложек) и кукольным театром.Развивать зрительное и слуховое внимание, память и наблюдательность. |
Презентация «Виды театров» русская народная игра.Игра: Петухи. |
|
3 |
Театрализованная игра.Культура и техника речи. |
|
Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. |
Игра: «Пальчиковый театр». Виды способы работы.Упражнения: «Я петух, я лиса», «Репка», «Снежный ком», «Радиограмма» |
|
4 |
Театральная игра.Культура и техника речи. Работа над спектаклем |
Показ театра«Снегурочка» |
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.Закреплять умения действовать с персонажами настольного театра.Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.Умение напрягать и расслаблять мышцы шей, рук, ног и корпуса. |
Упражнение на развитие дыхания «Корова».Беседа о настольном театре.Показ детям театра «Снегурочка» - настольный театр.Игры: «Летает, не летает», «Тень», «Снеговик». |
|
Октябрь |
5 |
Театрализованная игра. Культура и техника речи. |
|
Развивать желание показывать сказку несколько раз, пытаясь действовать каждый раз по-разному.Закреплять желание играть в русские народные игры. |
Русская народная игра «Кот и мышь».Сказка: «Снегурочка». |
6 – 7 |
ОТК.Ритмопластика. |
Показ театра |
Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. |
Упражнение: «Знакомство с настольным театром».Физминутка «Снежный ком».Беседа: правила поведения в театре. |
|
8 - 9 |
Ритмопластика.Культура и техника речи. |
Показ Спектакля |
Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.Развивать умение строить диалог между героями сказок в придуманных обстоятельствах. |
Показ спектакля «Снегурочка» |
|
Ноябрь |
1 |
Ритмопластика.Театральная игра.Культура и техника речи. ОТК. |
Показ настольного театра«Рукавичка». |
Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.Учить адекватно, реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированные.Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.Познакомить детей с атрибутами театрального представления. |
Упражнение: «Снеговик» массаж биоактивных точек.Игра: «Волк и медведь»Скороговорка «На дворе трава».Настольный театр «Рукавичка». |
Ноябрь |
2 |
ОТК. Театральная игра.Ритмопластика. |
|
Выяснить, кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «Артист» и «Актёр».Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. |
Упражнение «Беседа о будущем спектакле». Чтение сценария.Игры: «Замри», «Снеговик», «Часики» |
3 |
Культура и техника речиРитмопластика. |
|
Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.Развивать воображение и способность к пластической импровизации. |
Разучивание упражнения «Строим дом» (массаж рук).Игра: «Сочини сказку». |
|
4 |
Показ сказки. |
Сказка «Рукавичка» |
Воспитывать желание поступать перед сверстниками и детьми младшего возраста. |
Сказка «Рукавичка» |
|
5 |
ОТК. Театральная игра |
Театральные игры на оздоровление |
Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства.Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре. |
Театральные игры на оздоровление «Бабочки», «Муравьи», «Строим дом», «Снеговик». Беседа о театре /профессия актёр, режиссёр. |
|
Ноябрь |
6 |
ОТК. Культура и техника речи. |
|
Закреплять умения соединять движения со словами.Познакомить детей с атрибутами театрального представления. |
Пальчиковая гимнастика: «Пирожки».Беседа о театре. |
7 |
Ритмопластика.ОТК. |
Сказка «Три медведя». |
Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. |
Упражнения: «Солнце», «Поиграем, угадаем». Пальчиковая гимнастика. Театр «Три медведя» (пальчиковые) |
|
8 |
Показ викторины. |
|
Воспитывать желание участвовать в викторине.Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. |
Викторина «Что? Где? Когда?» |
|
Декабрь |
1 |
Театральная игра. Работа над спектаклем. |
Сказка «Три поросёнка» |
Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц.Совершенствовать навыки моделирование сказки. |
Игры: «Дружные звери», «Цапля», «Поиграем, угадаем», «Часики».Моделирование сказки «Три поросёнка» |
2 – 3 |
Ритмопластика. Работа над спектаклем. |
|
Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. |
Упражнение: «Весёлая зарядка», «Дружные звери». Беседа о предстоящем празднике. |
|
4 |
ОТК. |
|
Знакомство с театром «Марионеток». Научить приёмам работы с театром. |
Театр «Марионеток» |
|
Декабрь |
5 |
Театральная игра. Техника и культура речи. |
|
Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков. |
Игра: «Мышки – сушки» |
6 |
Техника речи |
Стихи |
Продолжать развивать умение выразительно декламировать стихотворение. |
Стихи к Новому году. |
|
7 |
Работа над спектаклем |
Сказка«Морозко» |
Определение роли для себя. Описание представления своей роли (качество, характер, одежда)Подготовка к спектаклю. |
Сказка «Морозко». |
|
8 |
Показ спектакля |
Сказка «Морозко». |
Учить адекватно, реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированные.Воспитывать желание выступать перед детьми среднего возраста. |
Сказка «Морозко». |
|
9 |
Театральные игры. Основы театральной культуры (ОТК) |
Новый год |
Развивать желание соблюдать традиции встречи Нового года. Развивать умения владеть своим телом, постепенно напрягать и расслаблять различные группы мышц. |
Беседа о предстоящем празднике «Новый год». Игры: «Телепаты», «Поиграем, угадаем» |